Приветствую Вас Гость | RSS
Среда
24.04.2024, 14:32
Сайт учителя русского языка и литературы Дмитриевой М.В.
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [4]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Игровые технологии в практике учителя-словесника. Автор - Дмитриева М.В.

В любом человеке присутствует потребность в игре, но для ребенка она –хлеб насущный .  Известный российский педагог С.Шацкий  даже считал , что «серость жизни вызывает у детей нечто вроде настоящего заболевания». «Игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей, а способности к творчеству в целом» . (О.Газман)  «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра  - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»,-   уверен  В.А.Сухомлинский

        Игровые технологии в воспитании и обучении самые древние. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали еще  в  Древнем  Риме, где  учителей, отвечающих  за  обучение  основам  знаний,  называли «учитель  игр», а  слово «школа»  в  переводе  с  греческого  языка  означает   «досуг».

    Игра всегда предполагает определённое напряжение эмоциональных и умственных сил, а также умение принимать решения. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений.

         Игровые  педагогические  технологии  – это обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, выступающих как средство активации учебной деятельности.                                                                             

    Особенностью игровых технологий является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок. Незаметно усваивается материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.

Ценность игровой формы урока в том, что создаются предпосылки для активизации познавательной деятельности, для эффективности восприятия и понимания учеником учебного материала, для раскрытия творческих способностей обучающихся. Игра на уроке создает ситуацию психологической раскованности, способствует повышению общего развития, умению ориентироваться в различных жизненных обстоятельствах.   Требования к подбору игр следующие.

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

       Для организации разносторонней работы учащихся по освоению ими новых знаний, умений, навыков в практике своей работы использую игру как самостоятельную технологию для освоения темы или раздела учебника, как урок или его часть. Наиболее часто использую также формы, как

урок – ролевая игра;  урок – концерт (часто  при  изучении  лирики);

урок – суд( например.  над  Андрием, героем  повести  Н.  Гоголя);

урок – диспут ( например, «Что  важнее – любовь  к  Родине  или  любовь  к  женщине?» (по  повести «Тарас  Бульба»);

Игра – соревнование. Игра-соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы.

Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Возможности  информационных технологий  позволяют   проводить  игры  на  совершенно  новом  уровне. Презентации, созданные  при  помощи  управляющих  кнопок  и  триггеров,  вызывают  удивление  у  детей.  Рассмотрим  на  конкретном  примере.  Игра- презентация    по  повести  Н.В.  Гоголя «Тарас  Бульба» проводится  после  изучения  произведения.  3  ряда – 3  команды. Задания  проверяют  знание  текста  и  умения  анализировать  предложенный  отрывок. После  правильного  ответа  появляется  изображение-иллюстрация. Если  задание  решено  неверно, слышится  голос: «Подумай  еще».  Задания  самые  разные: определить, кому  принадлежит  данная  вещь (трубка, крестик, серьги); узнать  героя  по  описанию;  «Мысль  изреченная «(продолжить  выражение, ставшее «крылатым»).

Игра-соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.

             При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.                                                                                                     

             Игровые технологии  способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, выполняют ряд других функций:

1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету, повышает  мотивацию  обучения;

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

         Использовать игровые технологии можно не только в 5-6-ых классах, но и  на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают дети. Рассмотрим  на  конкретном  примере.     Тема «Средства  выразительности»   трудна  для  изучения.  Чтобы  осуществить   контроль   за  уровнем   знаний  учащихся, использую  игру, построенную  по  типу «Поле  чудес», выполненную  в  программе  Power Point. «Якубович», предлагает  задание.  Принцип  игры  такой  же, как  в  телевизионной  программе.  Для  суперигры  приготовлены и   виртуальные  подарки. Но  и  задание  намного  сложнее.  Например: «Троп,  состоящий  в  том, что  неодушевленные  предметы, явления  природы  наделяются  человеческими  способностями  и  свойствами».  Детям  кажется, что  они  знают  ответ, но  данный  вариант  не  соответствует  буквам  на «табло».  Ответ   «прозопея» удивляет  детей  и  заставляет  обратиться  к  словарям.

     В  9  классе  после  изучения  комедии  А.С.  Грибоедова «Горе  от  ума»  была  проведена  игра, построенная  по  типу  программы «Счастливый  случай». Игрокам предлагается 5 тем, включающих в себя по 4 вопроса. Вопросы оценены баллами от 5 до 20, в зависимости от сложности.  Задания, данные  на  табло,  проверяли  и  знание  биографии  писателя, и  отзывы  критиков  о  комедии, и  знание  крылатых  выражений, и  знание  текста. Уровень  сложности  заданий  различен. Игроки выбирают тему, затем вопрос. Ведущий задает вопрос, отвечает на него тот, кто первым поднимет руку. Если ответ правильный, то игрок получает очки соответственно номиналу вопроса. Если ответ неправильный, то очки вычитаются из суммы, набранной игроком. 

Такую  игру-соревнование   лучше  проводить  между  командами  2-х  классов. При  желании  можно  добавить  инсценирование  фрагментов  комедии.

Подготовка  к  игре  всегда  очень  серьезна.  Школьники  переживают  за  свою  команду, готовы  несколько  раз  перечитывать  текст. Интересно  слышать  отзывы  детей  после  игры: «Вот  почаще  бы  так!».    Такие  уроки – игры  существенно повышают интерес учащихся к предмету, способствуют повышению мотивации обучения, позволяют учащимся лучше запомнить формулировки, определения.

     Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

    Мною  создан банк  игровых и творческих заданий по литературе в электронном виде, причём сюда входят на только   собственные методические разработки, презентации в форматах Microsoft Power Point и Windows Movie Maker,  но  и  лучшие  разработки  коллег.

     Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом. Эта модель обучения, по сравнению с традиционной, более перспективна. Проводимая по схеме: ученик-учитель-ученик, она позволяет ученикам самостоятельно выбирать свой путь развития, возможно, делая это несознательно, интуитивно, а учитель выполняет роль посредника: его умения и знания помогают ученику развиваться быстрее. Уроки с применением  игровых технологий существенно повышают интерес учащихся к  предмету.

 «Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания», – утверждал Ф.И. Буслаев. Хочется надеяться, что идеи и методические решения, предложенные  в игровых технологиях, помогут учителю сделать уроки интересными, направленными на повышение мотивации обучения учащихся.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Марина (16.12.2013)
Просмотров: 594 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz