Приветствую Вас Гость | RSS
Понедельник
25.06.2018, 06:54
Сайт учителя русского языка и литературы Дмитриевой М.В.
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [4]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

ЕГЭ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОВЕРКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ /ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ/.Автор - учитель русского языка МОШИ «Лицей-интернат города

ЕГЭ  как  инструмент  проверки  качества  образования  уже  прочно  вошел  в  нашу  жизнь.  Можно  долго  спорить  о   плюсах   и  минусах   ЕГЭ, но  то, что  ЕГЭ  стал  социальным  лифтом, уже  не  вызывает  сомнений, поэтому  для  обучающихся очень  важно  получить  как  можно  больше  баллов  по  итогам  экзамена  и  поступить  в  престижный  вуз.  А  помочь  ему  в  этом  должен  учитель.  Ведь  только  союз  грамотного  и  компетентного  педагога    и  обучающегося, мотивированного  на  достижение  высоких  результатов, будет  плодотворным. От учителя требуется создание целой системы уроков по подготовке к ЕГЭ.

      Конечно, в  современных  условиях  подготовка  к  ГИА  и  ЕГЭ  начинается  уже  с  5  класса, но  так  как  я  постоянно  работаю  со  старшеклассниками, постаралась  выработать  свою  систему  подготовки  к  экзамену. 

       Конечно, начинаю  с  мониторинга  знаний  обучающихся ( лучше  сделать  его  безоценочным).  Система мониторинга по единым контрольно-измерительным материалам  позволяет получить точную, объективную и сопоставимую информацию о достижениях каждого ученика и на ее основе своевременно корректировать эти достижения и прогнозировать дальнейшую  работу. В  специальной  тетради  фиксирую  индивидуальные  пробелы  каждого   и  строю    уроки  и  дополнительные  занятия  с  учетом  выявленных  проблем.

   Для  подготовки  к  ЕГЭ  использую  технологию    индивидуально – личностного  и   технологию  дифференцированного  обучения.

     10  класс.  Отрабатываем  задания  части  А  и  В, используя  материалы  КИМов.  Рассмотрим  на  конкретных  примерах.

   Задание  А1  требует  знания  орфоэпических  норм.  Выбираю  слова, произношение  которых  вызывает  даже  удивление  у  обучающихся,  и  ввожу  в  речевую  практику  по  5-6  слов, «порциями», как  любил  говорить  М.В.  Панов.   Но  стараюсь  включать  эти  слова  в  предложения.  Например: «Мама, завяжи  мне  банты  еще  красивее.  В  магазине, расположенном  в  3  квартале, продавали  грушевый  сок, сливовое  варенье  и  красную  свеклу». Главное, чтобы  трудные  случаи  орфоэпии  были  на  слуху  у  детей  систематически. Важно, чтобы  обучающиеся  эти  слова  именно  произносили.

   Задание  А2    не    считается  сложным. Как  писал  С.  Л.  Соловейчик, школа – начало  жизни.  И  жизнь  не  раз  подскажет, где  дело  житейское, а  где  жизненный  опыт.   Но  обращаю  внимание  на речевые  ситуации, связанные  с  глаголами  представить  и  предоставить, надеть  и  одеть.

   Задание  А3.  При  выполнении  данного  задания  стараюсь  сообщить  о  всех «ловушках», которые  им  могут  встретиться.  Например, об  особенностях  склонения  числительных  (  на  уроке читаем  записанные  на  доске   математические  примеры:  872+90, 456-40),о сочетании  собирательных  числительных  с  именами  существительными(пять  девочек, пятеро  медвежат), об  особенностях  склонения  и  спряжения  разных частей  речи, об  особенностях  грамматических  категорий…  Например:  гольфы – гольфОв,  лазаю  и  лажу,  восемьюдесятью  и  восьмьюдесятью.

    При  выполнении  задания  А  4  напоминаю  обучающимся  о  том, что  действие  должно  совершаться  одним  лицом.  Если  возникают  затруднения, советую  построить  предложение  с  однородными  членами, где  подлежащее  уже  есть  или    обучающийся  сам  добавляет  его (например, в  односоставных  предложениях). Рассмотрим  пример.

А4  Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Обдумав план выступления,   

1) мною было распределено время.              3) мне нездоровилось.

2) у меня возник вопрос.                                4) необходимо записать тезисы.

 Обдумав план выступления,   необходимо записать тезисы (Я  обдумал  и  записал).

     Каждый тематический блок завершается проверочной работой (А1-А6, А7-А12 и т.д.).

    Материалы собираются в тетрадь  учета, затем каждый ученик работает над  своим проблемным заданием. Это помогает целенаправленно, применяя  технологию  индивидуально-личностного  обучения, организовать работу с  учащимися.

    Часть  В   самая сложная для обучающихся. С 10 класса ведется отработка навыков по определению способа образования слова, по определению принадлежности слова к определённой части речи. Особое внимание уделяется  именно   определению частей речи. Лучше давать несколько предложений,  в которых одно и то же слово  может быть разной частью речи  (столовая  комната, пошел  в  столовую).                         Часть В  требует хорошей теоретической подготовки, для её выполнения   нужны  более глубокие и детальные знания. Ученик должен не просто увидеть языковые явления в тексте, но и  суметь отличить их от схожих.                                                                                               

   Задания части В относятся к заданиям повышенной сложности и  сначала отрабатываются вместе с учителем.   Но  не  забываем   о   постоянном  контроле  знаний  и  изменении  индивидуальной  траектории  обучения  школьников.   

     В  10  классе  мы  начинаем  и  работу  над  частью  С.  Обучающиеся  знакомятся  с  композицией  сочинения, с  критериями  оценивания.  В  классе  анализируется  текст.  За  учебный  год  мы  пишем  2-3  сочинения.

      В  11  классе  в  большей  степени  внимание  сосредоточено  на  части  С (но  не  забываем  о повторении   и  работаем  над теми  проблемами  при  выполнении  части  А  и  В, которые  остались).  За  год  мы  пишем  7-9  сочинений.  Конечно, проверка  большого  количества  работ отнимает  много  времени, но  результат  того  стоит.  Сочинения  стараюсь  анализировать  не  только  в  классе, но и (в  большей  степени)  индивидуально, используя  для  этого  систему  дополнительных  образовательных  услуг.

      Конечно, работа  по  подготовке  к  ЕГЭ  очень  кропотливая  и  требует  большого  количества  времени.  Но, на  мой  взгляд, она  эффективна.   Средний  балл  выпускников  по  итогам  2012-2013  года   -  74(за  90 б  - 13,6%), а  в  2012-2013  году -   78,5 (за  90 б.  -  19,4%).    Позитивная динамика результатов  экзаменов убедительно доказывает, что  индивидуальное сопровождение самостоятельной работы  каждого ученика, конкретный алгоритм действий по подготовке к экзаменам, грамотный контроль и поддержка – это эффективные механизмы повышения качества образования  и  получения  высоких  баллов  на  ЕГЭ.

 

 

 

 

 

Библиографический список

1.И.А.  Громов.  Комплекты  заданий для  подготовки  к  ЕГЭ.  10-11  классы.  /  Русский  язык./  Методическая  газета для  учителей-словесников.1-15  марта 2011  г.

2.Из опыта работы Куртяник М.А. "Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку" // http://school19.syzran.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=13(дата обращения: 11.10.2013)

Категория: Мои статьи | Добавил: Марина (13.12.2013)
Просмотров: 400 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018
    Создать бесплатный сайт с uCoz