ЕГЭ как
инструмент проверки качества
образования уже прочно
вошел в нашу
жизнь. Можно долго
спорить о плюсах
и минусах ЕГЭ,
но то, что ЕГЭ
стал социальным лифтом, уже
не вызывает сомнений, поэтому для
обучающихся очень важно получить
как можно больше
баллов по итогам
экзамена и поступить
в престижный вуз. А помочь
ему в этом
должен учитель. Ведь
только союз грамотного
и компетентного педагога
и обучающегося,
мотивированного на достижение
высоких результатов, будет плодотворным. От учителя требуется создание
целой системы уроков по подготовке к ЕГЭ.
Конечно,
в современных условиях
подготовка к ГИА
и ЕГЭ начинается
уже с 5
класса, но так как
я постоянно работаю
со старшеклассниками, постаралась выработать
свою систему подготовки
к экзамену.
Конечно, начинаю с
мониторинга знаний обучающихся ( лучше сделать
его безоценочным). Система мониторинга по единым
контрольно-измерительным материалам
позволяет получить точную, объективную и сопоставимую информацию о
достижениях каждого ученика и на ее основе своевременно корректировать эти
достижения и прогнозировать дальнейшую
работу. В специальной тетради
фиксирую индивидуальные пробелы
каждого и строю
уроки и дополнительные занятия
с учетом выявленных
проблем.
Для
подготовки к ЕГЭ
использую технологию индивидуально – личностного и технологию дифференцированного обучения.
10 класс.
Отрабатываем задания части
А и В, используя
материалы КИМов. Рассмотрим
на конкретных примерах.
Задание А1
требует знания орфоэпических
норм. Выбираю слова, произношение которых
вызывает даже удивление
у обучающихся, и
ввожу в речевую
практику по 5-6
слов, «порциями», как любил говорить
М.В. Панов. Но
стараюсь включать эти
слова в предложения.
Например: «Мама, завяжи мне
банты еще красивее.
В магазине, расположенном в
3 квартале, продавали грушевый
сок, сливовое варенье и
красную свеклу». Главное, чтобы трудные
случаи орфоэпии были
на слуху у
детей систематически. Важно,
чтобы обучающиеся эти
слова именно произносили.
Задание
А2 не
считается сложным. Как писал
С. Л. Соловейчик, школа – начало жизни.
И жизнь не
раз подскажет, где дело
житейское, а где жизненный
опыт. Но
обращаю внимание на речевые
ситуации, связанные с глаголами
представить и
предоставить, надеть и одеть.
Задание
А3. При выполнении
данного задания стараюсь
сообщить о всех «ловушках», которые им
могут встретиться. Например, об
особенностях склонения числительных
( на уроке читаем
записанные на доске
математические примеры: 872+90,
456-40),о сочетании
собирательных числительных с
именами существительными(пять
девочек, пятеро медвежат),
об особенностях склонения
и спряжения разных частей
речи, об особенностях грамматических категорий…
Например: гольфы – гольфОв, лазаю и
лажу, восемьюдесятью и
восьмьюдесятью.
При
выполнении задания А
4 напоминаю обучающимся
о том, что действие должно
совершаться одним лицом.
Если возникают затруднения, советую построить
предложение с однородными
членами, где подлежащее уже
есть или обучающийся
сам добавляет его (например, в односоставных
предложениях). Рассмотрим пример.
А4 Укажите
грамматически правильное продолжение предложения.
Обдумав план
выступления,
1) мною было
распределено время. 3) мне
нездоровилось.
2) у меня возник
вопрос. 4) необходимо
записать тезисы.
Обдумав
план выступления, необходимо записать
тезисы (Я обдумал и
записал).
Каждый
тематический блок завершается проверочной работой (А1-А6, А7-А12 и т.д.).
Материалы
собираются в тетрадь учета, затем каждый
ученик работает над своим проблемным
заданием. Это помогает целенаправленно, применяя технологию
индивидуально-личностного
обучения, организовать работу с учащимися.
Часть В
самая сложная для обучающихся. С
10 класса ведется отработка навыков по определению способа образования слова,
по определению принадлежности слова к определённой части речи. Особое внимание
уделяется именно определению частей речи. Лучше давать
несколько предложений, в которых одно и
то же слово может быть разной частью
речи (столовая комната, пошел в
столовую). Часть В требует хорошей теоретической подготовки, для
её выполнения нужны более глубокие и детальные знания. Ученик
должен не просто увидеть языковые явления в тексте, но и суметь отличить их от схожих.
Задания части В относятся к заданиям
повышенной сложности и сначала отрабатываются
вместе с учителем. Но не
забываем о постоянном
контроле знаний и
изменении индивидуальной траектории
обучения школьников.
В
10 классе мы
начинаем и работу
над частью С.
Обучающиеся знакомятся с
композицией сочинения, с критериями
оценивания. В классе
анализируется текст. За
учебный год мы
пишем 2-3 сочинения.
В 11
классе в большей
степени внимание сосредоточено
на части С (но
не забываем о повторении
и работаем над теми
проблемами при выполнении
части А и В,
которые остались). За
год мы пишем
7-9 сочинений. Конечно, проверка большого
количества работ отнимает много
времени, но результат того
стоит. Сочинения стараюсь
анализировать не только
в классе, но и (в большей
степени) индивидуально,
используя для этого систему дополнительных образовательных услуг.
Конечно,
работа по подготовке
к ЕГЭ очень
кропотливая и требует
большого количества времени.
Но, на мой взгляд, она
эффективна. Средний балл выпускников по
итогам 2012-2013 года
- 74(за 90 б -
13,6%), а в 2012-2013
году - 78,5 (за 90 б. -
19,4%). Позитивная динамика результатов экзаменов убедительно доказывает, что индивидуальное сопровождение самостоятельной
работы каждого ученика, конкретный
алгоритм действий по подготовке к экзаменам, грамотный контроль и поддержка –
это эффективные механизмы повышения качества образования и
получения высоких баллов
на ЕГЭ.
Библиографический
список
1.И.А. Громов.
Комплекты заданий для подготовки
к ЕГЭ. 10-11
классы. / Русский
язык./ Методическая газета для
учителей-словесников.1-15 марта
2011 г.
2.Из опыта работы
Куртяник М.А. "Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку"
// http://school19.syzran.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=13(дата
обращения: 11.10.2013)
|